7 ноября 2016
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы открываем Международный информационно-методический круглый стол и последующий за ним тренинг для руководителей аналитических подразделений органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, под общей темой «Противодействие терроризму и экстремизму в ходе информационно-психологических войн: исследование, анализ, прогнозирование»
Круглый стол организован Антитеррористическим центром государств-участников СНГ совместно с Международным информационным агентством "Россия сегодня" при участии российских компаний «МГ Апокриф» и Group-IB.
Тема и формат сегодняшнего мероприятия выбраны не случайно. За последние пять лет Антитеррористический центр государств-участников СНГ совместно с партнерами - органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами стран Содружества - провел целый ряд мероприятий, направленных на выработку наиболее эффективных форматов сотрудничества по проблемам организации противодействия терроризму и иным проявлениям насильственного экстремизма с использованием новых информационных технологий.
Так, в июне текущего года Антитеррористический центр СНГ в партнерстве с Правительством и Государственным комитетом национальной безопасности Кыргызской Республики провел крупную международную конференцию именно по проблемам сотрудничества, направленного на противодействие деятельности террористических и экстремистских организаций в условиях развития современных коммуникационных технологий.
В работе конференции приняли участие представители из 16 государств, сотрудники спецслужб, органов безопасности, правоохранительных органов и финансовой разведки государств СНГ, Исполнительного директората Контртеррористического комитета ООН, Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Антитеррористического подразделения Департамента по противодействию транснациональным угрозам ОБСЕ, Координационной службы Совета Командующих Пограничными войсками стран Содружества, а также ряда международных научно-исследовательских центров, общественных организаций.
По общему мнению, наиболее опасные террористические угрозы в современном мире связаны с использованием международными террористическими организациями информационно-телекоммуникационных технологий, сочетаемых с традиционными методами террористической активности, вербовкой новых членов и их подготовкой к диверсионно-подрывной деятельности, сращиванием международных террористических организаций с организованными преступными группами, значительным расширением базы внешнего и внутреннего финансирования. Повышенную общественную опасность представляет возвращение в страны исхода боевиков-террористов, принявших участие в деятельности международных террористических организаций за рубежом.
Значительное внимание АТЦ СНГ уделяет распространению террористического и экстремистского контента в сети «Интернет» и его использования в ходе так называемых информационных войн.
Указанная проблема сформировалась не вчера.
Борьба с терроризмом и экстремизмом осуществляется не только по линии своевременного выявления и пресечения собственно актов терроризма и актов экстремистской активности. Не менее важное направление нашей работы - противодействие тем преступлениям, которые создают своего рода «инфраструктуру» терроризма и экстремизма. Это и вовлечение в террористические и экстремистские организации, и их финансирование и иное материальное обеспечение, и пропаганда идей терроризма и экстремизма.
Эксперты отмечают феномен «самовербовки», когда идеологические воззрения пользователей глобальной сети резко радикализуются под влиянием распространяемой пропаганды, в результате чего они активно ищут контакты с представителями экстремистских и террористических структур.
Эффективность оперативного противодействия заметно снижается по той причине, что до 90% электронных ресурсов экстремистской направленности физически находятся за пределами территории Содружества Независимых Государств. Если называть вещи своими именами, то и в отношении России, и в отношении наших государств-партнеров ведется открытая информационная война, а радикализация наших граждан во многом является прямым результатом внешнего воздействия. И далеко не всегда субъектом этой подрывной деятельности выступает медиа-ресурс «Исламского государства», хотя его влияние сегодня ощущается наиболее сильно.
Приведу пример: в сентябре 2016 г. Ошским городским судом (Кыргызская Республика) вынесен приговор в отношении 4 членов международной террористической организации ИГИЛ, задержанных органами государственной безопасности. Даты рождения осужденных - 1994 и 1995 год. Даная террористическая группа была сформирована посредством социальных сетей. Задержанные были идеологически завербованы в период их нахождения в трудовой миграции. В дальнейшем, в целях совершения т.н. "джихада" вербовщики переправили их в г.Ош, где перед ними была поставлена задача совершить убийство пятерых жителей Ошской области, считающихся по их мнению "неверными", а также осуществить ряд разбойных нападений в г.Ош в целях финансирования деятельности одной из международных террористических группировок в Сирии.
Это иллюстрация к тому, что вербовки через социальные сети ведутся в отношении тех граждан государств Цетральноазиатского региона, которые находятся в трудовой миграции в других странах, в том числе в России. Здесь мы совместно с нашими партнерами - органами безопасности и спецслужбами государств-участников СНГ - ведем большую совместную работу по пресечению таких вербовок, а также розыску лиц, которые совершили преступления террористического или экстремистского характера, но скрываются от правосудия на территории других государств Содружества.
Сегодня можно уверенно говорить об экстремизме и терроризме (прежде всего, политическом, осуществляемом под прикрытием религиозных идей) и деструктивном воздействии на сознание как явлениях взаимосвязанных и образующих именно в такой связке самостоятельный социологический феномен. Фактически происходит усиление потенциала деструктивной деятельности, она становится весьма эффективным средством дестабилизации целых государств и даже субрегионов. Например, «Хизб-ут-Тахрир» представляет собой нелегальную религиозно-политическую организацию, в основе идеологии и цели которой стоит замена существующего конституционного строя, замена светской власти на религиозно-социальный проект, основанный на политическом исламе. «Хизб-ут-Тахрир» не признает не только официальную светскую власть, но официальное духовенство. Вербовщики «Хизб-ут-Тахрир» проявляют активность на объектах отправления религиозных культов, центрах религиозного и светского образования, и, разумеется, в местах компактного проживания трудовых мигрантов, в большинстве своем являющихся гражданами центральноазиатских государств Содружества.
Собственно термин "информационная война" непосредственно вырос из термина "пропаганда", который к настоящему времени приобрёл отрицательную историческую коннотацию и стал реже употребляться. К методам классической пропаганды постоянно добавляются новые методики психологического давления и манипуляций. В целях вовлечения новых членов экстремистские и террористические организации на всех этапах осуществляют широкое применение специальных манипулятивных техник. С помощью этих механизмов убеждения «штатные» психологи экстремистских и террористических организаций в довольно сжатые сроки вербуют и подготавливают вовлекаемых субъектов для совершения конкретного акта террора, либо для продолжительной деятельности, в том числе глубоко законспирированной.
Не думаю, что в данной аудитории следует специально останавливаться на трансграничном характере вредоносных коммуникационных вмешательств. Это очевидно. Но очевидно и другое - деятельность международных террористических и экстремистских организаций тесно вплетена в ткань современных информационных войн, которые, в свою очередь, являются неотъемлемым элементом так называемых "гибридных войн". Их общее целеполагание - политическая дестабилизация государств и целых регионов, подрыв национального суверенитета, смена конституционного строя.
Строго говоря, проблема уже совершила дрейф в сферу политической безопасности.
Соответственно, радикально меняется конфигурация и содержание мер информационного противоборства в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. Здесь совместная ответственность и государства, и бизнеса заключается также и в том, что они формируют технологии, алгоритмы своевременного выявления, купирования, нейтрализации такого рода вызовов, апробируют их на практике.
В этом контексте полагаю целесообразным указать на некоторые направления международного антитеррористического сотрудничества, доказавшие свою эффективность для стран, входящих в Содружество Независимых Государств.
Программные документы государств СНГ в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом ориентируют органы безопасности, спецслужбы и правоохранительные органы на противодействие преступным посягательствам в сфере информационной безопасности. Защита информационно-коммуникационного пространства рассматривается всеми без исключения государствами СНГ в качестве неизвлекаемого элемента национальной безопасности и информационного суверенитета. Сегодня эта задача стоит в ряду ключевых направлений совместной деятельности органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов наших стран.
В ноябре 2013г. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ приняла Рекомендации по правовому регулированию эксплуатации открытых телекоммуникационных сетей для предупреждения их использования в террористических и иных противоправных целях. В этом же пакете был принят еще один базовый документ - Рекомендации по совершенствованию и гармонизации национального законодательства стран Содружества в сфере обеспечения информационной безопасности. Одна из поставленных задач - создание средств защиты от информации, способной нанести ущерб социально-психическому здоровью граждан (включая оказание возможного влияния на качество контента в Интернет-среде).
Расширение и углубление сотрудничества государств СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности сопровождается расширением соответствующей терминологии. В целях формирования единого или, по крайней мере, однородного понятийного аппарата нашими белорусскими партнерами разработан глоссарий, позволяющий структурировать и дефиницировать ключевые узлы современного информационного поля и происходящие в нем процессы.
Наши партнеры справедливо указали на необходимость ухода от узкого, так называемого "технократического" подхода, когда сама проблема информационной безопасности искусственно сужается до задач защиты информации. Жизнь только подтверждает важность данного подхода.
Информационная безопасность предсказуемо оказалась связанной с практикой так называемых "ментальных войн", развернутых сегодня в информационном поле. Очевидно и несомненно, что объектом ментальных информационных операций является как Россия, так и другие государства Содружества.
Напомню, что Доктрина психологических операций (Doctrine for Joint Psychological Operations) реализуется США с 2003 года. Хотя очевидно, что сама концепция информационных войн восходит к гораздо более ранним периодам истории.
Российские средства массовой информации сегодня оказались не просто на передовой линии информационной войны, а именно - на фронтире, т.е. условной территории, где не действуют законы и нет "шерифа". Прямое противодействие телеканалу "Russia Today" только подчеркивает бескомпромиссность информационного противоборства.
Мы отлично понимаем всю значимость медийной политики государств Содружества.
Не менее важна информационная составляющая действий военных ведомств, в том числе информационное сопровождение военной операции Министерства обороны России в Сирии. Вместе с тем, органы безопасности, спецслужбы и правоохранительные органы государств СНГ ориентированы на информационное противодействие в рамках своей традиционной парадигмы - обеспечения национальной безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Результаты анализа качественных параметров современных информационных войн позволили нам выявить ряд проблем, требующих дополнительной проработки. Большинство из них связаны с импортозамещением программного обеспечения и конкретных методик, подлежащих использованию при проведении как системных, так и конкретных мероприятий по информационному противоборству в сети «Интернет» в контексте борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Самостоятельная задача - выделение в различных информационных операциях и кампаниях общих методологических аспектов, подлежащих прямому использованию в практической деятельности. Кроме того, мы ясно видим необходимость дополнительной подготовки в области информационного противоборства лиц, принимающих управленческие решения как на государственном, так и на региональном (ведомственном, корпоративном) уровне.
Изложенные соображения побудили нас к тому, чтобы сформулировать задачи проводимого Международного информационно-методического круглого стола следующим образом:
1. Выявление и обсуждение прикладного научно-технического задела, разработок и практик по обнаружению, мониторингу, анализу и проведению мероприятий в области информационно-психологического противоборства в сети интернет.
2. Выявление актуальных задач, востребованных в рассматриваемой области, но пока не имеющих прикладных решений.
3. Формирование пула коллективов, работающих по различным направлениям, связанным с разработкой методов и технологий информационно-психологического противоборства в сети интернет.
4. Обобщение и систематизация разработок программного обеспечения и конкретных методик, которые могут быть использованы в проведении как системных, так и конкретных мероприятий по информационному противоборству в сети интернет в контексте борьбы с терроризмом и экстремизмом.
В ходе открываемого сегодня мероприятия планируется проведение тренинга по наиболее актуальным проблемам:
- структурный и поведенческий анализ социальных сетей в выявлении террористических угроз;
- большие данные социальных сетей как основа для выявления сетей распространения пропаганды и прогнозирования событий;
- технология анализа баз данных, полученных из «невидимого интернета», о персонах и организациях;
- методология кампаний по инициации и отражению информационных атак;
- детектирование астротурфинга с использованием анализа группового поведения и оригинальности контента;
- использование геймерского сообщества в информационных войнах и др.
Проведение такого рода мероприятий обычно включает приглашение ученых, специализирующихся на изучении тех или иных аспектов информационных войн и обеспечения информационной безопасности в целом.
Однако, в этот раз нами по согласованию с партнерами принято иное, не совсем традиционное решение. Учитывая специфику поставленных задач, к работе круглого стола привлечены специалисты-практики, разработавшие оригинальное программное обеспечение или оригинальную авторскую методику, относящиеся к технологиям информационной безопасности и подлежащие использованию в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Более того, при выборе экспертов мы ориентировались на то, чтобы предложенные вашему вниманию программы и методики уже прошли необходимую апробацию, прошли "обкатку" на практике. Выражаю надежду на востребованность технологий, которые будут представлены в ходе работы нашего круглого стола.
Уважаемые коллеги!
Опыт сотрудничества органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов государств СНГ по предупреждению террористических актов, сопряженных с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяет сделать важные выводы:
Первое. Сегодня востребована не только эшелонированная защита, но и наступательная стратегия, подлежащая реализации как на стратегическом, так и оперативном уровнях. Один из базовых элементов такой стратегии - национальные и межгосударственные концепции информационной безопасности, которые уже созданы и успешно реализуются на пространстве СНГ.
Второе. В условиях развития современных коммуникационных технологий наибольшим реальным потенциалом обладают региональные и национальные инициативы и специальные программы, направленные на обеспечение сотрудничества по противодействию деятельности террористических и экстремистских организаций.
Третье. В контексте регионального сотрудничества конкретные прикладные задачи эффективно решаются именно на оперативном уровне, когда отрабатываются алгоритмы формирования и отражения киберугроз, обеспечивается взаимодействие не только информационно-коммуникационных систем различных государств, но и тех профильных структур, которые отвечают за безопасность в целом.
Четвертое. Компетентные органы государств Содружества выражают солидарную позицию о необходимости укрепления своих технологических возможностей по обнаружению и пресечению в социальных сетях информации террористического характера, поощрения со стороны государства IT-компаний к разработке правил, определяющих порядок выявления и блокирования материалов, связанных с терроризмом и экстремизмом.
В современных условиях ключевые вопросы обеспечения национальной и коллективной безопасности подлежат рассмотрению исключительно в контексте международного сотрудничества. Противодействие террористической и экстремистской активности не является исключением. Более того, именно в этой сфере кристаллизуются наиболее эффективные управленческие решения.
Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть еще один момент. Если предложенный формат и содержание круглого стола найдет поддержку наших партнеров - органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов государств-участников СНГ, - то мероприятие может быть мультиплицировано и проводиться с определенной частотой и в дальнейшем. Разумеется, мы намерены по согласованию с партнерами изменять содержательные модули и подчинять их логике тех задач, которые будут актуальными в контексте обеспечения национальной безопасности и противодействия современным формам террористической и экстремистской активности. Кроме того, полагаю целесообразным по результатам работы круглого стола подготовить методические рекомендации, касающиеся конкретных технологий информационного противоборства в сфере противодействия терроризму и экстремизму.
Хочу выразить благодарность соорганизатору проводимого круглого стола - Международному информационному агентству "Россия сегодня" и лично его Генеральному директору Дмитрию Константиновичу Киселеву, коллективу агентства за вклад в разработку концепции мероприятия, предоставленные условия нашей работы.
Также благодарю за самое активное участие в подготовке и организации мероприятия Генерального директора «МГ Апокриф», советника Генерального директора ОПК - «Ростех» по вопросам информационно-психологического противоборства Мирослава Игоревича Макстенека и технического директора "Group-IB" Игоря Юрьевича Нежданова.
Благодарю за внимание и желаю всем коллегам успешной работы!