31 мая 2017
Сегодня мы открываем Сбор руководящего состава антитеррористических подразделений (органов безопасности и специальных служб) государств-участников СНГ.
Его проведение предусмотрено Программой сотрудничества государств Содружества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017 – 2019 годы.
Программа утверждена решением Совета глав государств СНГ. Мероприятие проходит в гостеприимном г. Душанбе, и позвольте поблагодарить от всех нас Государственный комитет национальной безопасности Республики Таджикистан и, в частности, его руководителя Ятимова Саймумин Сатторовича за теплый прием и благоприятные условия для нашей совместной работы.
Впереди нас ждет три дня насыщенной работы, ключевым звеном которой является совместное антитеррористическое учение компетентных органов стран СНГ «Душанбе-Антитеррор-2017».
Антитеррористический центр СНГ, как вы знаете, выступил его координатором. Первый этап учения уже прошел. Он состоялся 23-26 мая с.г. – оперативные подразделения спецслужб 6 государств: Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана - отрабатывали элементы согласованных действий в отношении объектов взаимной заинтересованности, а именно в отношении вербовщиков как виртуальных, действующих удаленно в социальных сетях, так и условных эмиссаров международных террористических организаций, находящихся непосредственно в наших странах и занимающихся рекруитированием боевиков.
Сегодня мы подведем итоги совместной работы спецслужб по пресечению этой деструктивной деятельности. И сегодня же стартует второй этап учения, специальная часть которого пройдет под руководством ГКНБ Республики Таджикистан.
Нам будет продемонстрирована контртеррористическая операция, связанная с восстановлением деятельности критически важного объекта страны – телецентра.
А завершатся учения совместной войсковой операцией подразделений вооруженных сил Российской Федерации и Республики Таджикистан по уничтожению условного бандформирования, прорвавшегося через государственную границу Таджикистана. Уважаемые коллеги, отмечу представительный состав участников Сбора. Сегодня здесь присутствуют делегации 8 государств СНГ, представляющие органы безопасности, специальные службы, органы внутренних дел и военные ведомства Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан; Также среди участников мероприятий представители 8 уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, а именно Исполнительного комитета СНГ, Координационной службы СКПВ, Секретариата СМО, БКБОП, Межгосударственного авиационного комитета СНГ, советов руководителей подразделений финансовых разведок, пенитенциарных и таможенных служб стран Содружества.
И отрадно, что на наше приглашение откликнулись представители 3 международных организаций: ШОС, ОДКБ и ОБСЕ.
Уважаемые коллеги!
Уровень глобальной и региональной террористической угрозы остается высоким, несмотря на предпринимаемые международным сообществом меры противодействия. Возрастает опасность транзита в страны СНГ мигрантов-выходцев из стран Большого Ближнего Востока, а также Балканского полуострова, где под влиянием идеологии ИГИЛ поступательно увеличивается число центров распространения радикального ислама.
Особого внимания заслуживают мигранты из Боснии и Герцеговины, Албании и Косово, где в последнее время заметно активизировались запрещенные экстремистские группы «Исламские воины», «Исламский легион», «Исламская молодежь», а также другие структуры, поддерживающие связи с международными террористическими организациями.
Их лидеры все более настойчиво призывают своих членов переходить от пропаганды к активным действиям террористического характера. Анализ складывающейся на сегодня обстановки в Афганистане вряд ли предполагает её нормализацию в среднесрочной перспективе.
При этом мы с вами должны быть готовы к тому, что выдавливание боевиков из восточных районов Афганистана приведет к их дальнейшей передислокации на север и может создать потенциальную угрозу, прежде всего, для центральноазиатских государств, входящих в состав СНГ.
Но стоит отметить, что объектами устремлений радикальных группировок являются практически все страны СНГ.
На современном этапе на территории Содружества сформировались такие угрозы террористического характера как:
- смещение террористической активности и попытки создания международными террористическими структурами нового опорного центра в Центральноазиатском регионе;
- радикализация молодежной среды и стремление использовать ее потенциал в террористических целях;
- использование каналов миграции для возвращения из «горячих точек» в страны происхождения боевиков-террористов, имеющих опыт боевых действий, и ориентированных на рекрутирование новых сторонников, а также готовых совершать преступления террористического характера, в т. ч. с использованием террористов смертников.
В государствах СНГ и, особенно, в государствах Центральной Азии фиксируется существенный рост исламизации и радикализации населения.
На этом фоне наблюдается активная вербовка граждан в ряды террористических организаций. Завербованные в ряды МТО граждане наших стран не только участвуют в боевых операциях в Сирии, но и осуществляют диверсионно-террористическую деятельность на территории стран Содружества.
Сторонники террористических организаций ведут идеологическую обработку граждан, в том числе дистанционно (через сеть «Интернет»), продвигают собственные искаженные интерпретации норм ислама и принципов шариата.
Их деятельность направлена на разжигание религиозной и национальной нетерпимости. Часть вербовок осуществляется путем материального стимулирования граждан. Отмечаются факты прямого подстрекательства к активным действиям экстремистского характера, распространения инструкций по совершению диверсий на объектах критически важной инфраструктуры.
Особое внимание террористы уделяют работе в социальных сетях. С их помощью распространяются пропагандистские материалы, ведется подбор и предварительное изучение новых сторонников, а также организован сбор средств для финансирования боевиков ИГИЛ.
Так, по имеющимся оценкам, с 2014 по 2017 год количество публикаций с экстремистским содержанием в сети интернет возросло более чем в шесть раз. Медиасреда используется террористическими организациями как полноценное оружие, позволяя им трансформировать в общественном восприятии несущественные провокационные акции в «события», по своему разрушительному психологическому воздействию и дальнейшему общественно-политическому эффекту сопоставимые с последствиями крупного террористического акта.
Непосредственно вербовочная деятельность ведется эмиссарами международных терорганизаций, как правило, в отношении лиц, предварительно прошедших идеологическую обработку. Этому обстоятельству в значительной степени способствует широкое распространение в некоторых государствах СНГ фундаменталистских течений ислама, особенно в сельских районах.
Так, в ряде республик Центральной Азии, а также в Российской Федерации продолжают свою деятельность члены таких экстремистских организаций, как «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Таблиги Джамаат», «Нурджулар» и др. Кроме того, увеличивается число вербовщиков, действующих от имени ИГИЛ.
Отмечается стремление международных террористических организаций активно участвовать во внутренних конфликтах суверенных государств, что способствует постепенному размыванию границ между международным и внутренним терроризмом и усиливает их влияние на социально-политическую обстановку в других странах.
Уважаемые коллеги!
В связи с усилением давления на главные оплоты ИГИЛ отмечается их переориентация на диверсионно-террористические методы ведения борьбы как в зонах их основной активности, так и на территории стран, активно участвующих в контртеррористических операциях. Даже в случае утраты ИГИЛ подконтрольных ей территорий и отказа от продвижения идеи создания «халифата», террористические угрозы сохранятся.
Стремление ИГИЛ занять лидирующие позиции в мировом джихадистском движении ведет к формированию новых террористических угроз в различных регионах мира, стремлению развязать «асимметричную войну» непосредственно на территориях стран, участвующих в борьбе с терроризмом.
Специфика такой «асимметричной войны», в полной мере проявившаяся в Сирийской Арабской Республике, побудила нас к поиску адекватных системных способов противодействия. Современное развитие событий позволяет предположить, что в случае неблагоприятного развития оперативной обстановки в любом из Центральноазиатских государств речь, скорее всего, пойдет о совместной военно-полицейской операции в рамках СНГ.
В период проведения Сбора нами предусмотрен сегмент обмена мнениями представителей научной среды относительно механизма взаимодействия армейских подразделений, органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов, представленного в формате совместных военно-полицейских операций с привлечением разноведомственных сил и средств, в том числе из различных государств Содружества.
Правовой режим совместных, с участием нескольких государств, военно-полицейских операций не разработан. Однако, решения могут быть найдены уже сейчас, в том числе в ходе проведения совместных антитеррористических учений.
В связи с изложенным Антитеррористическим центром СНГ было принято решение о разработке такого сценария совместного антитеррористического учения, которое было бы поддержано всеми нашими партнерами.
Я искренне приветствую решение Республики Таджикистан принять на своей территории мероприятия Сбора и совместное антитеррористическое учение стран Содружества, проводимое под эгидой Антитеррористического центра СНГ.
Традиционно учения компетентные органы государств Содружества проводятся нами в два этапа. В ходе первого этапа, прошедшего с 23 по 26 мая на территории всех шести стран-участниц учения (повторю их) - это Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызия, Россия и Таджикистан, были отработаны вопросы организации взаимодействия подразделений органов безопасности и спецслужб государств Содружества.
Целью стало выявление и пресечение информационно-пропагандистской работы экстремистской направленности и вербовочной деятельности международных террористических организаций. Она осуществляется как с применением социальных сетей, так и через эмиссаров, направляемых в государства Центрально-Азиатского региона.
При формировании замысла учения нами учитывалась не только складывающаяся обстановка в регионе, но и возросшая активность лидеров МТО по восполнению потерь среди своих сторонников, в том числе посредством вербовок через Интернет.
Особое внимание мы акцентировали на пресечении вербовок среди граждан, работающих на объектах критически важной инфраструктуры, на стратегически важных объектах, которые могут стать объектом террористических устремлений.
Совместно с партнерами нами было протестировано оборудование по перехвату IP-трафика и трафика социальных сетей на предмет выявления вербовочных ресурсов. При отработке согласованных действий по выявлению и документированию действий вербовщиков использованы системы биометрической идентификации личности, банки данных коллективного пользования, созданные в рамках СНГ.
Есть основания полагать, что предложенный алгоритм действий сработает и в реальной ситуации. Сегодня мы с вами подведем итоги первого этапа и перейдем ко второму этапу учения, в ходе которого планируется продемонстрировать проведение оперативно-боевых мероприятий по освобождению заложников и нейтрализации террористов на критически важных объектах, а также проведения войсковой операции по уничтожению условного бандформирования, прорвавшегося через государственную границу Республики Таджикистан.
Особо хотелось бы отметить значительный вклад Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Центрального военного округа Минобороны России и Министерства обороны Таджикистана в подготовку и проведение второго этапа учения, свидетелями которого мы станем завтра.
Спецификой данного этапа является то, что в план учения был заложен достаточно широкий спектр войсковых задач с задействованием различных сил и средств, в том числе тактической и стратегической авиации, высокоточного вооружения и реактивных систем залпового огня.
Хочу подчеркнуть, что проведение наших совместных практических антитеррористических мероприятий – это не только возможность для отработки слаженности подразделений и совместных действий, но и четкий военно-политический сигнал тем деструктивным силам, которые вынашивают замыслы по дестабилизации обстановки на территории стран Содружества.
Еще раз отмечу высокий уровень участия компетентных органов государств Содружества в организации и проведения всех этапов учения, которое получило сложный замысел благодаря новым схемам взаимодействия, а также участию подразделений Вооруженных Сил.
В заключение позвольте поблагодарить всех участников Сбора и учения за активную работу, а ГКНБ Республики Таджикистан, Генеральный штаб Вооруженных Сил России и командование Центрального военного округа – за оказание всесторонней помощи при подготовке и реализации этого значимого мероприятия.