Антитеррористический центр государств – участников
Содружества Независимых Государств

Тезисы из выступления Руководителя АТЦ СНГ генерал-полковника полиции А.П. Новикова на XIII Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов «Противодействие использованию наемничества в террористических целях: международный аспект» (9-10 апреля 2014 года, г. Сочи, Россия).

Такое явление, как наемничество  существовало с древних времен  и получило наиболее полное развитие в средние века. В 20-м веке наемники сопровождали уже практически все войны и вооруженные конфликты. Во время первой мировой войны группы наемников активно использовались со стороны Франции, Италии, во второй мировой войне наемнические силы продолжали использоваться практически всеми ее участниками, за исключением СССР. Более того, именно в этот период набольшее развитие получил институт профессиональной подготовки наемников, которые могли бы действовать не по армейским стандартам, а с использованием специальных методов.

В конце прошлого и начале нынешнего столетия тема наемничества становится еще более актуальной. И если после окончания второй мировой войны в рамках гуманитарного права было дано четкое определение наемника, как лица, участвующего в вооруженных конфликтах и не имеющего гражданства одной из воюющих сторон, то в настоящее время можно говорить о смене самого определения наемника в международном праве.

Институт наемников за последние двадцать лет претерпел существенные изменения. Он превратился в серьезную индустрию, в которую входят многочисленные рекрутинговые агентства, школы подготовки, транспортные фирмы, предприятия по производству специальной экипировки, вооружения, средств связи, медицинские и оздоровительные центры.

И здесь мы сталкиваемся с несколькими типами наемничества. Прежде всего, это наемники, которые используются как «солдаты удачи» государствами при участии в различных вооруженных конфликтах, в том числе ведущихся и в рамках миротворческих операций, и в рамках подавления повстанческих выступлений. Другой частью наемников являются лица, завербованные непосредственно многочисленными террористическими организациями через соответствующие аффилированные структуры.

Нами не раз уже отмечалось, что распространение получает такое явление как наемнический терроризм. Модернизированные по наемническому типу международные террористические организации преследуют в качестве среднесрочной цели изменение моделей управления в целых субрегионах, дробление государств, создание новых государственных образований.

На наших глазах в течение последних лет происходит международное террористическое вторжение в Сирию. Силовой сценарий свержения законного правительства осуществляется с использованием наемников. Именно это мы и называем международными террористическими бандами.

В сирийский вооруженный конфликтоказались втянутыми в качестве наемников граждане государств Содружества Независимых Государств.

Следует отметить тенденцию, когда часть наемников на территории Ближнего Востока сражается в составе террористических группировок не за деньги, а в качестве хобби, когда бывшие военнослужащие спецподразделений выезжают в «горячие точки» для тренировок в виде охоты на людей. Это военное «сафари» получает все большое распространение. И здесь мы видим роль отдельных частных военных компаний, которые не только занимаются обеспечением безопасности отдельных объектов и перевозок, но и участвуют в контрповстанческих мероприятиях. Этому способствует и то обстоятельство, что международное законодательство на сегодняшний день практически никак не регулирует деятельность частных военных компаний.

В настоящее время по линии частных военных компаний и охранных агентств только в Европе мы имеем более 2000 таких школ, которые готовят специалистов широкого профиля как по ведению диверсионно-террористической деятельности, так и проведению информационно-психологических операций. Мы также отмечаем и деятельность некоторых неправительственных организаций, которые участвуют как в обучении наемников, особенно в области проведения психологических операций, так и в их финансировании. Особенно часто такие НПО широко развертывают свою деятельность в период назревания и в начале общественных конфликтов. Мы отмечали активизацию деятельности НПО перед известными событиями в Киргизии, на Украине. При этом неправительственные организации часто являются пропагандистским рупором и информационным прикрытием деятельности наемников.

Для правоохранительных органов стран Содружества в рамках противодействия наемничеству, используемого в преступной деятельности, одной из задач является выявление лиц, завербованных соответствующими структурами и получившими специальную подготовку. При этом мы наблюдаем выезд граждан стран Содружества на учебу в различные учебные центры как непосредственно из самих стран СНГ под видом получения религиозного образования, так и из стран Европы, где они проживают в качестве беженцев или детей беженцев 90-х годов, которые уже получили гражданство стран Евросоюза.

Возвращение боевиков, получивших боевой опыт в «горячих точках» к местам постоянного проживания на территории государств Содружества, дальнейшее их участие в подрывной деятельности, направленной против конституционных основ наших государств становится серьезной проблемой для стран СНГ. И компетентных органы государств Содружества уже формируют оперативные и правовые механизмы противодействия  этому явлению.

Вне всяких сомнений, участие наемников во внутренних вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций представляет собой крайне опасный фактор, который напрямую дестабилизирует внутриполитическую обстановку не только в той стране, где идут вооруженные конфликты, но и в странах происхождения боевиков-наемников. Вскрытие и разработка каналов перемещения боевиков, создание надежных правовых инструментов защиты конституционного строя и безопасности государств, глубокая оперативная работа, формирование механизмов информационного обмена в этом поле, - вот основные задачи, которые мы видим в противодействии использованию наемничества в террористических целях.